Вы здесь: Главная > Видео, История, ЮНЕСКО > Дельфы – могущество оракула

Дельфы – могущество оракула

delphi tholos 208x300 Дельфы   могущество оракула

Дельфийский толос — Храм Афины Пронайи

Де́льфы (др.-греч. Δελφοί) — древнегреческий город в юго-западной Фокиде (Греция), общегреческий религиозный центр с храмом и оракулом Аполлона; в Дельфах происходили общегреческие Пифийские игры.

Раскопками (с 1892) открыты: Храм Аполлона Пифийского (VI — IV века до н. э.), сокровищницы сифносцев (около 525 до н. э.), афинян (начало V в. до н. э.), стоя (галерея-портик) афинян (475 до н. э.), театр (II век до н. э.), стадион (VI век до н. э.) и другие сооружения. Археологический заповедник Дельфы включен в список Всемирного наследия.

В честь этого города была названа среда разработки Delphi и одноименный язык программирования.

Дельфы - Могущество Оракула.avi (14:51, 112Mb)

География

Руины древних Дельф расположены в 9,5 км от побережья Коринфского залива (город Итея) на юго-западном склоне горы Парнас на высоте 700 м над уровнем моря. Современный небольшой населённый пункт Дельфы находится неподалёку, восточнее руин. Дельфы входят в ном Фокида.

Этимология

Греческое слово Δελφοί восходит к индоевропейскому корню δελφύς — «матка», «лоно», «утроба». Отсюда происходят и слова αδελφός — «брат» или букв. «единоутробный», и дельфин — «новорожденный младенец», «утробный» (возможно из-за внешнего сходства с младенцем или из-за того, что крик дельфина похож на крик ребенка). Причина такого названия видимо связана с тем, что неподалеку от храма Аполлона находился Пуп Земли.

Мифология

delphi apollo 300x225 Дельфы   могущество оракула

Дельфы. Руины храма Аполлона

Зевс послал с краев света двух орлов, и они встретились на пифийской скале (либо там встретились лебеди, либо вороны). Эта встреча обозначила, что там находился Пуп Земли, который охраняли две Горгоны.

Некогда доля Дельф принадлежала Гее, она отдала ее Фемиде, а та подарила Аполлону. По трезенскому рассказу, Дельфы ранее принадлежали Посейдону, а Калаврия — Аполлону. Позднее они поменялись местностями. К югу от храма Аполлона в Дельфах был храм Геи. Статую Аполлона в Дельфах в виде колонны упоминает Евмел.

В городе было также прорицалище Диониса (?). По орфикам, там гроб старшего Диониса, он лежит под треножником или в Омфале (см. Загрей).

По Еврипиду, Дельфы пытались разграбить воины Кадма.

Согласно мифической традиции, существовали следующие храмы Аполлона:

  • Храм из лавра, из деревьев в Темпах.
  • Из пчелиного воска и крыльев (построен Птерасом). По другим, из папоротника. Унесен в край гипербореев.
  • Из меди, работы Гефеста (или Гефеста и Афины).
  • Каменный, работы Трофония и Агамеда. Сгорел в 548/7 г до н. э. По археологическим данным, построен во вт.пол. 7 в. до н. э..
  • Построен амфиктионами, строитель Спинфар. Разрушен землетрясением ок.373 до н. э. и затем перестроен. Руины существуют до сих пор.

На третьем храме сидело шесть золотых птиц (у Пиндара «чаровательницы»), которые завораживали посетителей, и те умирали. Зевс поразил храм перуном, убив птиц и спрятав храм от людских глаз, птиц же Афина наделила пророческим даром. Этих птиц отождествляют с сиренами.

История

Согласно археологам, объектом поклонения в Дельфах начиная примерно с 1600 г. до н. э. было женское божество, связанное с культом Матери Земли. Около 1100 г. поселение приходит в упадок. По археологическим данным, между 1000 и 735 гг. идет эволюция дельфийских треножников — они приспосабливаются в качестве сидения.

Дельфы участвовали в Первой Священной войне (596—586 гг. до н. э.), против соседнго города Крисса, в результате которой Криса была разрушена. Известен тиран Криссы — Давлий. В дальнейшем известны и другие Священные войны. После посдледней Четвёротой Священной войны (339—338 гг. до н. э.), защитником Дельф призаётся Филипп II Македонский.

В VII — VI век до н. э. Дельфы стали играть роль общегреческого святилища. Дельфийский оракул обладал высоким авторитетом в греческом мире, принимая решения в политической и религиозной сферах. В Дельфах также хранился священный камень — омфал. Кроме того, с начала VI век до н. э. в Дельфах раз в четыре года стали проводиться Пифийские игры, выражавшие чувство принадлежности к одной нации. Во время их проведения устанавливалось священное перемирие. В город стекались многочисленные дары, находившиеся под защитой Дельфийской амфиктионии. Дельфы выступали в сознании греков, как духовная столица эллинского мира, как «общий очаг» Эллады (др.-греч. κοινὴ ἑστία), что позволило дельфийским жрецам на протяжении столетий пользоваться не только религиозным, но и политическим влиянием. Благодаря такому статусу, Дельфы стали центром кредитных операций.

Процедура обращения к оракулу и форма его ответов недостаточно выяснена. От имени бога ответы давала жрица Аполлона Пифия. Античные авторы изображают Пифию сидящей на треножнике над расселиной и опьяняемой подымающимися оттуда парами. Современные исследования пока не дали однозначного ответа о природе этого явления. Ответы давались в прозаической или стихотворной форме, допускавшей различные толкования. Каталог дельфийских ответов Парка-Уормелла включает 615 прорицаний (См. Parke H.W., Wormell D.E.W. The Delphic Oracle. Vol. II. Oracular Responses. Oxf., 1956). Уже в микенских текстах упоминаются слова ti-ri-po (трипод, «треножник») и ti-ri-po-di-ko (Триподиск, уменьшительное от трипод).

Влияние Дельф начало ослабевать уже с конца V века до н. э., но Дельфы оставались одним из крупнейших общегреческих святилищ. В 290 г. до н.э. власть над Дельфами перешла к Этолийскому союзу. Затем власть над Дельфами установил Рим. В 80-е годы I века до н. э. город был разграблен фракийскими племенами. В конце I века н. э. храм в Дельфах был восстановлен. Последние известные обращения к оракулу относятся к III веку н. э.. Окончательно был запрещён в 394 году императором Феодосием I.

Пифийские игры

«Пифийские игры», или «Пифии», (также «Дельфийские игры») были после Олимпийских игр вторыми по значимости общеэллинскими играми античности. Сначала Игры проводились каждые восемь лет, а начиная с 586 г. до н. э. в честь Аполлона Пифийского стали проходить каждые четыре года. Первоначально игры состояли только из одного вида состязаний — пение под аккомпанемент кифары. Позднее добавились другие художественные и атлетические соревнования, такие как состязания на колесницах и верховая езда. В театре города Дельфы проводились музыкальные соревнования, а на стадионе города Дельфы — атлетические состязания. Состязания на лошадях проходили на равнине у соседнего города Крисса. Проведение Пифийских игр началось ещё во времена императора Юлиана и было запрещено приблизительно в то же время, когда закончилось проведение Олимпийских игр (ок. 394 г. н. э.).

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Метки: ,


Оставить отзыв

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика