Вы здесь: Главная > Видео, История, ЮНЕСКО > Аксум

Аксум

Аксумское царство и эфиопская церковь

chasovnya kovchega 300x224 Аксум

Часовня Ковчега

У царства Аксум был собственный письменный язык геэз, а также характерная архитектура, примером которой служат гигантские обелиски, самый древний из которых (хотя и гораздо меньших размеров) относится к 5-2 тысячелетию до н. э. Царство находилось в самом расцвете при царе Эзане, принявшем при крещении имя Абреха, в 300-е годы (именно тогда царство официально обратилось в христианство).

Эфиопская православная церковь утверждает, что в церкви Девы Марии Сионской (en:Church of Our Lady Mary of Zion) в Аксуме находится библейский Ковчег завета, в котором лежат Скрижали Завета с написанными на них Десятью заповедями. Именно в этой церкви в течение столетий короновались эфиопские императоры вплоть до правления императора Фасиля (Fasilides), и далее начиная с Йоханнеса IV (Yohannes IV) и до конца империи. Аксум считается самым святым городом Эфиопии и важнейшим местом паломничества. Значительными религиозными праздниками являются празднование тимкета (T’imk’et Festival) (в западном христианстве известен как Богоявление) 7 января и празднование Св. Девы Марии Сионской (Festival of Maryam Zion) в конце ноября.

В 1937 году 24-метровый 1700-летний обелиск, возвышавшийся в Аксуме, был разрезан на три части итальянскими солдатами и вывезен в Рим для установки его там. Этот обелиск считался одним из лучших примеров инженерной мысли периода возвышения аксумской империи. Несмотря на договор с ООН 1947 года о возвращении обелиска, Италия заартачилась, что привело к длительному дипломатическому спору с правительством Эфиопии, которое считает обелиск национальным символом. В апреле 2005 года Италия наконец вернула части обелиска в Аксум на фоне общегосударственного и народного ликования. Италия также оплатила расходы по перевозке в размере 4 млн долларов США. ЮНЕСКО взяло на себя повторную установку этой стелы в Аксуме, и по состоянию на июль 2008 года нижняя часть обелиска была установлена (см. панорамные фотографии по ссылкам ниже).

Аксум и ислам

Несмотря на то, что аксумские мусульмане пытались построить мечеть в этом самом святом из эфиопских городов, православные жители и императоры в прошлом отвечали, что им должны позволить возвести эфиопскую православную церковь в Мекке, если мусульманам следует разрешить построить мечеть в Аксуме.

Связи Аксума с исламом восходят к давним временам. Согласно Ибн Хишаму, когда Мухаммед подвергался преследованиям со стороны рода Курайш, он отправил небольшую группу мусульман, среди которых были его дочь Рукайя и её муж Усман ибн Аффан, которой Ашама ибн Абджар (en:Ashama ibn Abjar), царь Аксума, предоставил убежище и защиту, отказав просьбам рода Курайши отослать беженцев обратно в Аравию. Беженцы вернулись обратно лишь на шестом году Хиджры (628 г.), и даже после этого многие остались в Эфиопии, со временем обосновавшись в Негаше (en:Negash) в восточном Тыграе.

Существуют разные предания о влиянии этих первых мусульман на правителя Аксума. Мусульманское предание гласит, что эти беженцы произвели столь сильное впечатление на правителя Аксума, что он тайно принял ислам. С другой стороны, в одном эфиопском предании рассказывается, что беженцы-мусульмане, жившие в Эфиопии в то время, приняли православие, став тем самым первыми известными обращёнными из ислама в христианство. Стоит упомянуть и второе бытующее в Эфиопии предание о том, что после смерти Ашамы ибн Абджара Мухаммед, как говорят, помолился о душе царя и сказал своим последователям: «Оставьте абиссинцев в покое, пока они не нападают».

Достопримечательности

Главными аксумскими памятниками в городе являются стелы.Самое большое их число лежат в Северном парке стел (en:Northern Stelae Park). Обелиски разных размеров, самая крупная — Большая стела высотой 33 метра, которая, как считается, упала во время сооружения. Самой высокой является 24-метровая Стела царя Эзаны (en:King Ezana's Stele). Ещё одна стела, похищенная итальянской армией, была возвращена в Эфиопию только в 2005 году, и по состоянию на июль 2008 года находится в процессе установки по данным на июль. Считается, что стелы отмечают могилы. По бокам у них были прикреплены литые металлические диски с резными архитектурными формами. Стелы Гудит (en:Gudit Stelae) к западу от города, в отличие от северного участка, перемежаются могилами в основном IV века.

Среди других достопримечательностей города — церковь Святая Мария Сионская (en:St Mary of Zion), построенная в 1665 году, в которой, как говорят, хранится Ковчег завета (одноимённая известная церковь XII века с тем же именем находится по соседству), археологический и этнографический музеи, камень Эзаны (en:Ezana Stone) с надписями на сабейском языке, языке геэз и древнегреческом языке аналогично Розеттскому камню, могила царя Базена (en:King Bazen's Tomb) (мегалит, который считается одним из самых ранних сооружений), так называемые Бани царицы Савской (en:Queen of Sheba's Bath) (а фактически — хранилище для воды, дворцы Тааха Марьям (en:Ta'akha Maryam) IV века и Дунгур VI века (en:Dungur), монастыри Абба Пенталеон (en:Abba Pentalewon) и Абба Ликанос (en:Abba Liqanos) и петроглиф Львицы из Гобедры.

По местным легендам, в городе жила Царица Савская.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Страницы: 1 2

Метки: , , , , ,


Оставить отзыв

Яндекс.Метрика